ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОСОБОВ ТОРМОЖЕНИЯ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ: КОНСПЕКТ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОСОБОВ ТОРМОЖЕНИЯ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ: КОНСПЕКТ

Ранее мы рассказывали вам, из каких источников поклонники лыжероллеров могут черпать важную и полезную информацию. Один из них — научный журнал “Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта”. Сегодня мы хотим поделиться с вами кратким конспектом статьи авторства Андрея Меликова, Сергея Корсакова и Елены Андреевой, в которой подробно описаны и проиллюстрированы различные способы торможения на лыжероллерах.

Авторы отмечают, что для снижения скорости передвижения на лыжероллерах используют различные способы торможения.

В качестве причин торможения можно отметить:

1) тактическое решение на спуске и после финиша

2) появление опасности потери равновесия или падения

3) предупреждение столкновений с другими участниками соревнований, зрителями или прохожими

4) чрезмерная скорость, вызывающая страх падения у неопытных лыжероллистов.

Умение выбрать оптимальный способ торможения, адекватный внешним условиям, позволяет сократить время торможения, повысить результативность гонки, снизить утомляемость, уменьшить риск травматизма при падении и определяет уровень технической подготовленности лыжероллиста.

 

Специфику процесса торможения на лыжероллерах относительно способов снижения скорости на лыжах обуславливают следующие особенности:

1) снаряжения, в первую очередь, по наличию, уровню жесткости и диаметру колес, влияющих на силу трения качения

2) качество твердого и жесткого покрытия трассы

3) диапазон приемлемой температуры и влияние влажности внешней среды на скорость передвижения.

Падение с лыжероллеров на асфальт ведет к существенным травмам, поэтому торможение падением применяется только в исключительных случаях для предотвращения опасных столкновений. Для обучающихся передвижению на лыжероллерах важно знать о приемах наиболее безопасного падения: присесть, падать назад в сторону и набок с удержанием палок штырьками назад.

Торможение палками оказывает низкое влияние на снижение скорости лыжероллеров, поэтому на практике его имитация обычно служит звуковым сигналом о приближении спортсмена другим участникам движения.

Авторы исследования отмечают, что выбор способа торможения, прежде всего, зависит от:

1) вида лыжероллеров (коньковые, классические или для бездорожья)

2) уровня технической и функциональной подготовленности лыжероллиста

3) рельефа трассы

4) скорости передвижения и цели торможения (от незначительного снижения скорости до резкой остановки).

К основным способам торможений на коньковых лыжероллерах можно отнести:

1) V-образное торможение лыжероллерами «ступающим» плугом – предполагает клиновидное расположение лыжероллеров путем разведения в стороны только пяточной части при соединении их носков и передвижение вперед короткими шагами-прокатами с помощью палок.

Способ эффективен как для новичков, так и при высокой скорости передвижения, применяется для всех видов лыжероллеров на любом рельефе для быстрого снижения скорости и дальнейшей остановки.

Выполняют на спусках путем симметричного разведения пяток параллельно расположенных лыжероллеров в стороны, ставят лыжероллеры на внутренние стороны, равномерно распределяя массу тела на обе ноги. Короткими шагами переступают с ноги на ногу, перемещая их вперед, под углом друг к другу так, чтобы не происходило перекрещивания носковых частей. Туловище выпрямляют, несколько отклоняя назад, сгибают ноги и соединяют колени. Следует обратить внимание, что величину торможения и скорость спуска можно регулировать за счет изменения давления на каблук ботинка, угла разведения пяток лыжероллеров в стороны, уровня сгибания ног в коленных суставах и сближения коленей. Торможение прекращают параллельной постановкой лыжероллеров.

2) T-образное торможение лыжероллерами упором («T-торможение») – предполагает перпендикулярное расположение лыжероллеров путем отведения назад под углом к движению тормозящего лыжероллера, требует высокой технической подготовленности и хорошей координации спортсмена, применяется преимущественно для снижения скорости перед поворотом или другим маневром для всех видов лыжероллеров на любом рельефе.

Выполняют, поставив одну ногу сзади другой так, чтобы задний тормозящий лыжероллер был расположен под углом 90 градусов к направляющему или с незначительным отклонением от этого угла, для чего первоначально переносят массу тела на идущий по направлению движения лыжероллер. Пятку заднего тормозящего лыжероллера отводят в сторону, ставят его под прямым углом, «закантовывая» на внутреннюю сторону с постепенной загрузкой массой тела. Степень торможения регулируют путем пропорционального увеличения загрузки лыжероллера массой тела, что в свою очередь влияет на величину «закантовки». Следует контролировать положение слегка согнутых в локтевых суставах рук и лыжных палок – кисти на уровне бедра, штырьки палок за туловищем, палки не касаются опоры. Торможение прекращают постановкой тормозящего лыжероллера параллельно прямоидущему.

3) Торможение переступанием «змейкой» – предполагает поочередную смену направления движения параллельных лыжероллеров под углом в сторону по волнообразной линии за счет отталкивания ногами, позволяет изменять как скорость, так и направления движения и применяется для всех видов лыжероллеров на пологих склонах и на равнине, если позволяет ширина трассы для выполнения маневра.

Лыжероллер переставляют на нужный угол и переходят в качение на нем, отталкиваясь другим. Переступание выполняют несколько раз в зависимости от скорости и планируемого угла поворота. Ноги ставят параллельно друг другу, но под углом к основному направлению движения, для выполнения поворота массу тела переносят внутреннее ребро внешнего лыжероллера и осуществляют резкое отталкивание коротким толчком палкой или ногой, расположенной на внешней стороне траектории поворота.

4) Торможение «восьмеркой» – предполагает одновременное разведение в сторону носочных частей обоих лыжероллеров и последующее их сведение по «восьмеркообразной» траектории движения двух ног, применяется для всех видов лыжероллеров на пологих склонах или на равнине для снижения скорости.

Выполняют на спусках, ноги ставят зеркально друг другу, под углом к основному направлению движения, для смены направления движения ног относительно центральной оси траектории движения и осуществляют одновременное резкое отталкивание двумя палками. Важно иметь в виду, что для выполнения торможения следует делать упор ногами при сведении лыжероллеров, так как если выполнять упор на ноги при разведении лыжероллеров, то происходит ускорение движения.

5) Аэродинамическое торможение предполагает незначительное снижение скорости за счет тормозящей силы сопротивления воздуха относительно поверхности тела лыжероллиста, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном или пологом рельефе.

Притормаживание при движении против естественного воздушного потока выполняют путем принятия менее аэродинамичной позы, для этого распрямляют корпус во весь рост и разводят руки в стороны. Рекомендуется дополнительно выполнять переступание лыжероллерами.

6) Торможение разворотом – предполагает быструю остановку за счет выполнения крутого петлеобразного поворота поперек направления основного движения, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном или пологом рельефе, если позволяет ширина трассы и достаточно высока техническая подготовленность спортсмена, иначе велик риск падения.

Выполняют путем резкой смены направления движения параллельных лыжероллеров до полной остановки.

7) Торможение кругами – предполагает медленное постепенное снижение скорости благодаря движению по круговой траектории большого радиуса до полной остановки, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном рельефе.

8) Торможение съездом на грунт – предполагает перемещение с основной трассы с твердым асфальтовым покрытием на обочину с более мягким грунтом для постепенного снижения скорости.

На эффективность торможения на лыжероллерах существенное влияние оказывают различные факторы:

 

 

Полный текст научного материала: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/4-134-2016/p29-32.pdf