Способы выполнения поворотов при передвижении на лыжероллерах: конспект

Способы выполнения поворотов при передвижении на лыжероллерах: конспект

Продолжаем цикл материалов на основе научных исследований, опубликованных в журнале «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта».

Делимся конспектом статьи, посвященной способам выполнения поворотов,  под авторством С. Корсакова, А. Меликова и Е. Андреевой.

Приемы безопасного прохождения поворотов особенно важны для сохранения равновесия при резких перегибах рельефа трассы и высокой скорости передвижения на лыжероллерах. Этим обусловлена актуальность методических разработок по выполнению поворотов на лыжероллерах при разной скорости передвижения и сложном рельефе трассы с целью уменьшения риска травматизма и совершенствования технической подготовленности спортсменов.

 

Специфику процесса выполнения поворотов на лыжероллерах обуславливают следующие факторы:  

1) рельеф и угол уклона отдельных участков трассы;  

2) угол дуги выполняемого поворота;  

3) скорость передвижения;  

4) уровень жесткости, диаметр колес и вид лыжероллеров;  

5) влажность и температура внешней среды, влияющие на изменение показателей трения сцепления колес с поверхностью;  

6) функциональная, силовая и техническая подготовленность спортсмена.

 

Для сохранения скорости при прохождении поворота лыжероллисту важно уметь выбирать правильную траекторию движения с учетом доступной ширины трассы. Если поворот достаточно плавный, меньше 90º, при прохождении которого на лыжероллерах не возникает выталкивающая центробежная сила, то целесообразно двигаться по наименьшей траектории, приближающейся к внутренней стороне трассы. При прохождении достаточно крутого поворота, превышающего 90º, следует заранее определить точку начала поворота (т. 1, рисунок 1), в которой начинается движение по дуге, и точку апекса, в которой лыжероллист находится наиболее близко к внутренней стороне трассы при повороте (т. 3, рисунок 1). В поворот следует входить как можно ближе к внешней стороне трассы и поворачивать с прицелом на точку апекса (т. 1, рисунок 1), после прохождения которой траектория вновь приближается к внешней стороне дороги. В точке апекса лыжероллист начинает уменьшать угол поворота и увеличивать скорость движения. При повороте с постоянным радиусом кривизны на 90º точка апекса совпадает с его серединой (рисунок 1а). Движение по классической траектории (рисунок 1а) позволяет эффективно сгладить поворот, использовать силу инерции и уменьшить износ колес. Так как в начале крутого поворота на спуске сложно увидеть его точку апекса, то целесообразно до начала гонки заранее внимательно изучить конфигурацию лыжероллерной трассы. При повороте более 90º точка апекса находится за точкой середины поворота (т.2, рисунок 1б), поэтому при приближении кривизны поворота к 180º рекомендуется точку середины поворота проходить по центральной линии трассы, равноудаленной от ее внешнего и внутреннего края (рисунок 1б).

Рисунок 1. Схема траектории поворота: а) на 90º; б) на 180º; где – 1) начало поворота; 2) середина поворота; 3) апекс; 4) завершение поворота

 

Для минимизации крутизны поворота и сохранения максимально возможной скорости лыжероллисту следует двигаться по менее искривленной дуге, что позволяет снизить нагрузку за счет меньшего смещения центра тяжести и ускориться за счет большего сцепления колес с поверхностью. На участках равнины и подъема в гору используется обычная высокая или средняя стойка, привычная для передвижения выбранным ходом. Перед поворотом лыжероллист принимает максимально компактную и устойчивую позу: туловище незначительно наклонено вперед, предплечья с согнутыми локтями прижаты к телу, центр тяжести распределен между немного согнутыми ногами, лыжероллеры расположены на расстоянии 10-15 см друг от друга, один из которых выдвинут вперед на полстопы-стопу. При принятии решения об изменении направления движения следует развернуть голову таким образом, чтобы взгляд был направлен в точку завершения траектории поворота. При передвижении на лыжероллерах по равнине или в подъем применяются повороты переступанием: шаговым и маховым.  Поворот «шаговым переступанием» применяется при движении по равнине и выполняется приемами, используемыми лыжниками-гонщиками. Для входа в поворот следует перенести центр тяжести на внешний лыжероллер и наклонить туловище внутрь поворота, немного согнув колени (рисунок 2). Затем поднимают внутренний лыжероллер и, отводя носок в сторону поворота, переносят на него центр тяжести, после чего отталкиваются внешним лыжероллером. Для дополнительного ускорения желательно резко оттолкнуться палками в момент перемещения центра тяжести или хотя бы одной палкой, расположенной на внешней дуге поворота. Для продолжения поворота к движущемуся внутреннему лыжероллеру приставляют полностью разгруженный наружный лыжероллер, выпрямляются и повторяют переступания коньковыми шагами в той же последовательности. С повышением скорости передвижения увеличивают частоту переступаний.

Рисунок 2. Приемы поворота на равнине «шаговым переступанием»

 

Поворот «маховым переступанием» применяется при движении преимущественно в подъем или на равнине и выполняется приемами, используемыми лыжниками-гонщиками.  Перед входом в поворот следует слегка наклониться вперед и перенести вес тела на передний внешний лыжероллер, энергично вынести вперед плечо, лежащее на внешней дуге поворота, оттолкнуться обеими палками и усилить давление на пятку переднего лыжероллера.  Для входа в поворот лыжероллист осуществляет маховое движение: выполняет сильный плавный навал всем телом на палки к центру поворота, направляя внутреннее плечо к центру и немного назад, делает «захлест» задним лыжероллером и выносит его броском вперед и в направлении поворота (рисунок 3). Для увеличения крутизны поворота следует немного присесть и перенести центр тяжести тела к носкам лыжероллеров.  Для продолжения поворота лыжероллист выставляет вперед внешний лыжероллер, переносит на него вес тела, выпрямляет туловище, выносит руки с палками вперед и, выдвигая вперед разгруженный внутренний лыжероллер, повторяет маховое переступание.

Рисунок 3. Приемы поворота на подъеме «маховым переступанием»

 

Основным требованием к выполнению поворотов на спуске является недопустимость переступания лыжероллерами, чтобы исключить риск падения.   Исходя из аэродинамических соображений, чтобы максимально сократить площадь сопротивления встречному воздуху, сохранить скорость движения и улучшить равновесие, при выполнении поворота на спуске рекомендуется принимать низкую стойку: существенно наклонить туловище вперед, присесть, отводя колени внутрь поворота, расположить лыжероллеры параллельно друг другу, выдвигая разгруженный внутренний лыжероллер вперед. В случае утомления, ухудшения качества дорожного покрытия или слабой технической подготовки лыжероллиста целесообразно использовать более выпрямленные стойки.  

 

Поворот на параллельных лыжероллерах является основным способом изменения направления движения при спусках с высокой скоростью, в большей степени улучшающим результативность гонки. Для входа в поворот следует выдвинуть опорную или внутреннюю ногу вперед, равномерно загрузить оба лыжероллера и выдвинуть вперед плечо, расположенное на внешней дуге поворота, наклоняя туловище в центр поворота. Заданное туловищем вращение передается лыжероллерам для изменения их положения (рисунок 4). Для дополнительного ускорения рекомендуется более резко наклонять туловище к центру дуги поворота и слегка отвести пятку внешнего лыжероллера в сторону. Для увеличения угла поворота рекомендуется больше наклонить туловище к центру дуги поворота.

Рисунок 4. Приемы поворота на спуске на «параллельных лыжероллерах»

 

Поворот упором применяется лыжероллистами-гонщиками преимущественно на крутых спусках с резкими поворотами, близкими к 90º. Этот способ эффективен для незначительного притормаживания на поворотах. Для входа в поворот загружают внутренний к повороту лыжероллер, а внешний отводят в сторону, не отрывая его от поверхности земли (рисунок 5). Наклоняют туловище к дуге поворота и делают небольшой упор на внешний лыжероллер, немного закантовывая его на внутреннее ребро. Для изменения угла выполняемого поворота варьируется степень давления на внешний лыжероллер, угол его отведения и наклон туловища к центру поворота.

Рисунок 5. Приемы поворота на спуске «упором»

 

При более крутом повороте и большей скорости рекомендуется выполнять поворот «упором» в более широкой стойке (рисунок 6).

Рисунок 6. Широкая стойка при повороте «упором»

 

Рассмотренные технические приемы прохождения поворотов на разных рельефах трассы способствуют сохранению скорости и снижению риска падения при передвижении на лыжероллерах.

 

Полный текст исследования: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/9183