А вы когда-нибудь задумывались, приобретая очередную пару лыж, что стоит за плечами компании-производителя и с чего началась ее история? Специально для наших читателей мы публикуем перевод материала The New York Times, посвященного одному дню на производстве Fischer.
Джон Фишер, молодой австриец, работавший подмастерьем плотника, в 1924 году решил открыть собственное предприятие, чтобы “мастерить тележки и изделия из дерева”. Джон начал с изготовления саней, а затем, спустя год, смастерил пару лыж. Она была выточена из местного дерева, предположительно, бука, и составляла 220 сантиметров в длину. За свое изделие Джон выручил примерно 140 000 крон.
Безусловно, в том, что Фишер взялся за изготовление горных лыж, есть нечто удивительное: его родная община, Рид-им-Иннкрайс в Верхней Австрии, окружена чередой холмов, испещренных грушевыми деревьями. Как понимаете, совсем ничего общего с горными склонами.
Груши на дороге в Рид-им-Иннкрайсе, родном городе Джона Фишера
Но фабрика до сих пор расположена в том же городе, хоть и занимает теперь куда большее пространство, сохраняя статус единственного в мире крупного семейного предприятия по изготовлению лыжного инвентаря.
Мощность производства составляет 1 700 горных и беговых лыж в день с учетом сезонных колебаний в соответствии со спросом и выпуском новых моделей. Удивительно, но большинство сотрудников посвятили работе на фабрике всю жизнь.
Несмотря на то, что большая часть производственных процессов автоматизирована, многие детали все еще необходимо изготавливать вручную. В то время как основной поток производства сосредоточен на фабрика Fischer в городе Мукачево (Украина), открытой в 1980 году , фабрика в Рид-им-Иннкрайсе занимается изготовлением наиболее сложных заказов для спорта высших достижений, например, уникальных лыж для участников состязания за Кубок мира или карбоновых беговых лыж и лыж для прыжков с трамплина, процесс создания которых содержат в секрете.
Безусловно, технологические тайны всегда были неотъемлемой частью лыжного производства. В свое время, Джон Фишер-младший, сын основателя, продвигал идею экспериментов с новыми технологиями, дабы создать более легкие составные лыжи. Его отец, однако, в ответ на идеи сына заметил, что “немыслимо резать дерево, чтобы потом склеить его по-другому”.
Но после неожиданной смерти Джон Фишера-старшего в 1959 году, его сын изменил вектор развития фабрики, сфокусировавшись на производстве конкурентоспособной продукции на рынке высококачественного лыжного инвентаря. Так, он Фишер-младший принял решение о разработке первых металлических лыж, Alu-Metal.
Подготовка материала к финальному производственному процессу
Горные лыжи CURV в производстве
Когда, выбрав эти лыжи, австрийский горнолыжник Эгон Циммерман выиграл Олимпийский скоростной спуск в Пачеркофеле в 1964, выиграл и сам Фишер. Циммерман сказал, что ранее лыжи Fischer воспринимались потребителями как продукция для “сухопутной армии и широкой публики”, но эта победа все изменила.
Производство стремительно расширялось, новая фабрика была построена. Окончательно статус главного производителя горнолыжного инвентаря закрепилось за фабрикой Fischer в 1976 году, когда Франц Кламмер на лыжах Fischer C4 завоевал олимпийскую золотую медаль в скоростном спуске.
Производство горных лыж
В 1970-х годах Фишер принял решение расширить предприятие и ввел в производство лыжи для северных дисциплин (и даже теннисные ракетки), сфокусировавшись на производстве более легких по весу лыж по сравнению с конкурентами. Всего за несколько лет фабрика стала одной из ведущих в этой сфере производства, и остается такой по сей день.
Несмотря на то, что у Fischer на рынке существует целый ряд конкурентных брендов, как например, Atomic, Head и Rossignol, фабрика выходит вперед за счет производства лыж для спорта высших достижений: на Зимних Олимпийских играх в 2018 в Пхёнчхане Fischer снарядили большинство призеров: 89 из 160.
Во время перерыва сотрудникам предлагается легкий перекус
Технически, лыжный инвентарь от топовых производителей отличается мало чем, зачастую персональная кастомизация лыж диктует производственные решения. В частности, у спортсменов-горнолыжников, участвующих в соревнованиях за Кубок мира, есть свои требования к жесткости и весу лыж, в соответствии с которыми фабрика в Рид-им-Иннкрайсе производит адаптированный под индивидуальные запросы инвентарь, с учетом различного состояния снега на склонах на протяжении всего сезона.
Инвентарь для большинства биатлонистов и спортсменов, участвующих в лыжных гонках, выбирают личные технические специалисты в специализированном магазине на территории фабрики. Их задача — тщательно отсмотреть сотни одинаковых, на первый взгляд, лыж, вручную проверить все грани и поверхность, баланс, чтобы выбрать ту самую пару, что подарит спортсмену те ценные миллисекунды преимущества на трассе, от которых зависит победа.
Представители российской сборной по биатлону выбирают лыжи
На входе в фабрику висит экран с трансляцией соревнований
Источник: The New York Times