Особенности выбора и подготовки лыжероллеров

Особенности выбора и подготовки лыжероллеров

Сегодня мы хотим познакомить вас с авторским материалом, посвященном особенностям выбора и подготовки лыжероллеров. Статья за авторством А.Меликова, С.Корсакова, И.Артамоновой и Е.Андреевой была опубликована в научном журнале “Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта”, с полным текстом которой вы можете ознакомиться ниже, а мы приводим краткий конспект.

Для эффективного передвижения на лыжероллерах особенно важны корректность выбора спортивного инвентаря и его подготовки к эксплуатации. При приобретении лыжероллеров, прежде всего, следует учитывать уровень квалификации лыжероллиста, используемую технику ходов и назначение, которые предопределяют подходящий тип снаряжения. Новичкам целесообразно выбирать более медленные и устойчивые лыжероллеры, гонщикам важнее обеспечить максимально возможный скоростной ресурс, и в любом случае желательно продлить срок их службы. Для профессиональных спортсменов, имеющих разнообразное снаряжение для лыжероллерных гонок (рисунок 1), важно уметь подобрать наиболее подходящий инвентарь, соответствующий особенностям конкретной трассы и ожидаемым погодным условиям.

Классификация лыжероллеров

К основным видам лыжероллеров по целевому назначению можно отнести (рисунок 2):

1) тренировочные, имеющие относительно мягкие колеса с меньшей вибрацией и повышенным сцеплением с дорожным покрытием, обеспечивающие технику передвижения, приближенную к беговым лыжам;

2) гоночные (скоростные), имеющие твердые колеса и жесткую короткую платформу, обеспечивающие достижение максимальной скорости.

3) универсальные, используемые как для тренировок, так и на соревнованиях.

По способу передвижения выделяют следующие типы лыжероллеров:

1) для классического хода, отличающиеся наличием механизма для блокировки вращения назад на одной из пар колес (трещоткой), имеющие более длинную раму для поддержания направления движения и большую ширину колес для повышения устойчивости. Тренировочные лыжероллеры для классического хода отличаются более длинными рамами, свыше 700 мм, и широкими мягкими колесами, обеспечивающими лучшую устойчивость при толчке и прокате.

2) для конькового хода, позволяющие использовать самый широкий диапазон лыжных ходов и обеспечивающие наибольшую скорость. Гоночные лыжероллеры для конькового хода отличаются более узкими (до 40 мм) полиуретановыми колесами и платформой, более короткой, чем для классического хода (600 мм между осями).

3) специальные для бездорожья, имеющие мягкие резиновые колеса большого диаметра (125÷200 мм) и специальное тормозное устройство, которые позволяют передвигаться по дорожному покрытию плохого качества и особенно популярны для активного отдыха у европейцев.

Специфика выбора платформы лыжероллеров

Базовой частью конструкции лыжероллера является платформа, изготавливаемая из пластика, композитного материала или металла. Оси колес устанавливаются по концам платформы, сверху которой располагается лыжное крепление. Платформы различаются по прочности, жесткости, ширине и длине. Чем длиннее платформа, тем устойчивее лыжероллер держит курс движения.  Гибкие платформы изготавливаются из пластика или композитных материалов, предназначены для тренировочного процесса и имеют пониженную вибрацию колес, что создает больший комфорт при отработке техники хода. Композитные платформы могут быть несколько выгнутыми и иметь прогибающие свойства, как у беговых лыж. К недостаткам гибких платформ следует отнести низкую надежность, связанную с появлением царапин или поломки при соприкосновении платформы с дорожным покрытием в результате продавливания лыжероллистами, имеющими относительно высокую массу.  Жесткие платформы изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, высокоустойчивых к динамическим нагрузкам, предназначены для гоночных лыжероллеров, отличаются высокой надежностью и низкой комфортностью при передвижении.

 

Факторы, определяющие выбор колес лыжероллеров

Колеса являются ключевым компонентом лыжероллеров и изготавливаются из резины или полиуретана:  Резиновые колеса отличаются повышенной упругостью, поэтому на неровном дорожном покрытии несколько поглощают вибрацию, чаще используются на лыжероллерах для классического хода и для тренировок. Относительно высокая мягкость резиновых колес ведет к увеличению площади контакта с покрытием и соответственно силы трения, что с одной стороны может снизить скорость, а с другой – повысить устойчивость лыжероллеров, особенно на мокрой поверхности. Резиновые колеса на коньковых лыжероллерах могут деформироваться из-за более резкой техники отталкивания, а на гоночных лыжероллерах быстрее истираются и обеспечивают меньшую скорость, чем на более жестких колесах.  Полиуретановые колеса отличаются высокой твердостью, жесткостью и износостойкостью, применяются на коньковых и гоночных лыжероллерах, в том числе для спринта.

 

Планируемый срок службы колес лыжероллеров составляет от двух до пяти лет, однако их долговечность может уменьшиться до одного года в случае:

1) относительно большого веса спортсмена;

2) применения более резких приемов отталкивания и торможения;

3) передвижения по низкокачественному дорожному покрытию;

4) гоночного режима использования.

 

Возникающая при движении сила трения колес лыжероллеров обуславливает легкость качения колес и зависит от массы спортсмена, твердости и размера колес, качества дорожного покрытия, влажности и температуры внешней среды. На ухудшение качения колес может влиять низкое качество материала или формы колес, дефекты подшипников или фурнитуры, обусловленные либо браком в производственной партии, либо некорректной эксплуатацией и уходом.

 

Особенности лыжероллерных креплений

Согласно международным правилам для участия в гонках следует закреплять обувь на лыжероллерах креплениями для лыжных гонок. В гоночных лыжероллерах крепление устанавливают, как можно, ближе к пятке, чтобы от пятки ботинка до колеса оставалось 2÷3 мм. В этом случае при подъеме ноги остается меньший зазор между пятками ботинка и лыжероллера. Передняя часть крепления устанавливается на расстоянии 2÷4 см от переднего колеса в зависимости от размера ботинка спортсмена (соответственно 2 см для ноги относительно большого размера и 4 см для относительно небольшого размера).

 

Особенности лыжероллерных палок

В соответствии с международными правилами для участия в лыжероллерных гонках следует использовать две лыжные палки, имеющие специальные лыжные наконечники. В связи с тем, что летом палки должны втыкаться в асфальтовое покрытие, то лыжероллерные наконечники принято обрабатывать надфилем или напильником с алмазным напылением выравнивая внутреннюю сторону от сколов, а внешнюю затачивая под острым углом не более 45º (рисунок 3).

Для установки наконечника на лыжную палку рекомендуется в кипящую воду опустить конец палки с лыжной лапкой и лыжероллерный наконечник, через минуту их достать, удалить влагу и старый термоклей, затем по всей окружности стержня палки нанести клей из термопистолета (см. рисунок 3). После чего на палку надеть лыжероллерный наконечник острием в сторону направления движения и с соблюдением центровки относительно ручки палки.

Рассчитать оптимальную длину лыжероллерных палок (L), предназначенных для конькового хода на спринтерской дистанции или на трассах длинных дистанций со средне-типичным распределением равнинных участков, спусков и подъемов, можно в зависимости от роста человека, измеренного от плоскости стоп до верхушечной точки головы, по формуле: Lкон=0,9×⦋Рост⦌,см.

 

Уход за подшипниками

Наряду с совершенствованием техники лыжероллерного хода материал колес играет более значимую роль как ресурс повышения скорости лыжероллеров, чем подшипники, однако качество ухода за подшипниками может существенно повлиять на замедление движения вследствие их загрязнения или коррозии.

 

Для повышения надежности и долговечности колес лыжероллеров следует систематически выполнять следующие операции:

  1. Частичный разбор подшипников, для которого первоначально с рамы снимаются колеса, затем из колес достают подшипники с помощью плоской отвертки с загнутым на 90º концом или специального ключа операциями вытягивания или выдавливания в зависимости от конструкции втулки.

 

  1. Промывание/смазывание, перед которым подшипники протирают снаружи для очистки от внешней грязи, затем опускают разобранные подшипники в небольшую емкость с моющей жидкостью, после чего ее интенсивно трясут в течение нескольких минут до вымывания оставшихся песка и грязи, после чего подшипники просушивают.

 

В качестве промывочной жидкости рекомендуется использовать:

1) около 300 г. технического или автомобильного бензина;

2) водоотталкивающий минеральный углеводородный растворитель в аэрозольной форме WD-40, предотвращающий коррозию;

3) другие специальные средства.

С учетом огнеопасности и особой пахучести применяемых средств при промывании подшипников необходимо использовать хорошо вентилируемое пространство и соблюдать противопожарные правила.

 

Таким образом, при выборе инвентаря лыжероллисту следует обратить внимание на материал и размеры платформы и колес, вид подшипников, угол заточки наконечника и длину палок, чтобы правильно подобрать пару с учетом назначения, используемой техники ходов и квалификации спортсмена.

 

Полный текст доступен по ссылке: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/7-137-2016/p66-75.pdf