Интервью Юрия Бородавко проекту «На лыжи!»: главное

Интервью Юрия Бородавко проекту «На лыжи!»: главное

Все больше интересных интервью дают главные лица наших лыжных гонок. Сегодня мы хотим познакомить вас с основными выдержками из интервью Юрия Бородавко проекту “На лыжи!”.

– На что вы прежде всего обращаете внимание, когда отбираете спортсменов в группу?

 

– Заряженность. Насколько сам спортсмен хочет добиться результатов и готов для этого работать. У нас много примеров, когда из достаточно скромных юниоров вырастали сильнейшие лыжники. Один из самых ярких – Алексей Прокуроров, который и функционально был не очень одарён, и физически чуть выше среднего. Но он стал олимпийским чемпионом и чемпионом мира и на протяжении многих лет радовал нас своими результатами! У него было огромное желание, он всего себя посвятил тренировкам и развитию. Максим Вылегжанин без высоких результатов в юниорах тоже достиг практически всех вершин во взрослом спорте. Если у спортсмена есть желание становиться лучше – мы сработаемся.

 

– Что можете сказать про Лидию Дуркину и Анну Жеребятьеву?

 

– Ни я, ни спортсменки не были довольны показанными в завершившемся сезоне результатами. Перед стартом сезона с Лидой мы договорились попробовать кое-какие изменения в сравнении с тем, что делали обычно. Но эти изменения на пользу спортсменке не пошли. В конце сезона мы встретились, всё обсудили и решили вернуться к прежнему варианту подготовки. Нам он казался неправильным, но при этом она поднималась до 12 места на этапе Кубка мира. А в прошедшем сезоне результаты оказались значительно ниже.

 

У Ани были проблемы с позвоночником. Они проявились в начале подготовительного сезона. После обследования врачи рекомендовали полностью убрать силовую и прыжковую работу, то есть всё то, что увеличивало давление на позвоночник. Жеребятьева выполняла только дистанционную работу. При её небольшой мышечной массе и отсутствии силовой работы это было критично и не позволило Ане забежать даже в топ-30 в гонках Кубка мира. Но если она проведёт полноценную подготовку, то и результаты будут совсем другие. Планировали сделать ей комплексное обследование в ФМБА, чтобы принять окончательное решение, но пока всё закрыто из-за коронавируса. Ждём, когда ограничения будут постепенно сниматься.

 

– Вы сказали в начале интервью «как Непряева она тренироваться не будет». А как тренируется Наталья Непряева, какие объёмы выполняет? Или это тайна?

– Нет тут никакой тайны. Естественно, что она делает объёмы больше, чем другие девчонки, чем это делали Лида Дуркина и Маша Истомина. Я даю задание в часах. И за два часа на роллерах Непряева может пройти 54 км, Дуркина – 50 км, Истомина – 47 км. Задание выполнили все, но с разным километражем. При этом каждый шёл на своём пульсе, со своей мощностью отталкивания, на своём лактате.

 

– А если брать всю сборную России? Непряева больше всех делает?

– Не могу сказать, какие объёмы делают спортсменки в группе Маркуса Крамера, потому что не знаю об этом.

 

– Те задачи, которые ставились перед Непряевой перед началом сезона, выполнены полностью? Насколько вы довольны её развитием, как лыжницы?

Наталья Непряева. Фото — инстаграм спортсменки

 

– Наташа могла бы выступать и лучше, но определённые черты характера не позволяют ей это сделать. В какой-то мере она довольствуется малым, не тренируется в полном объёме так, как она может. У неё всё время есть запас прочности, на предел своих возможностей она пока не выходит.

 

– Получается, её постоянно нужно мотивировать или чем-то разозлить?

 

– Мотивировать нужно, но у неё и так с каждым годом мотивация всё выше, самосознание растёт. Но тут нужно учесть и мой характер: я ведь тренер-максималист и хочу, чтобы всё было идеально. А так не бывает. В чём-то обязательно будет не так, как планируешь. Для Наташи слабым местом на данный момент является домашняя подготовка. На сборах она работает достаточно хорошо, старается. Ровные и спокойные тренировки она делает вместе с ребятами. Пусть выдерживает не полную тренировку, но большую часть. А кросс-походы – вместе с парнями и по объёму, и по интенсивности.

 

– Какой ориентир ставится перед Непряевой? «Наташа, нам нужно сократить отставание от Йохауг в дистанционных гонках на столько-то», в каком-то ином формате или ориентиров нет?

 

– Именно такие ориентиры и ставятся: сократить отставание от Терезы, а в отдельных гонках и обыгрывать её. Проблема в том, что в лыжных гонках многое зависит не только от тебя, но и от уровня готовности твоих конкурентов. Ты не видишь их, не знаешь, как они тренируются. Если в лёгкой атлетике условия стандартные, и есть множество контрольных точек для снятия показаний, то в лыжных гонках это нереально.

Что мы можем сделать? Только проводить контрольные тренировки в те же сроки и в тех же условиях, что в прошлом сезоне, чтобы иметь возможность сравнить. Можно сравнить время на имитационных кругах, на силовых тренировках заменять количество повторов в одном подходе, высоту запрыгивания. Но контрольных точек совсем немного!

А на этот раз перед сезоном их ещё меньше было. В Отепя, где мы всегда проводили контрольные старты, положили новый асфальт. Это другая плотность, другие характеристики трассы, а в итоге – другая скорость. Кросс же по стандартному кругу не проводили, поскольку часть спортсменов уехали на чемпионат мира по лыжероллерам. И всё же какой-то анализ мы делали. По тренировкам было видно, что Непряева прибавляла. Её скорость выросла примерно на 3-4 процента.

 

– Первый год в вашей группе отработал Александр Терентьев. Болельщики ждали от него более результативных выступлений.

Александр Терентьев. Фото — инстаграм спортсмена

 

– Саша – очень сильный спортсмен. Природа-матушка одарила его уникальным здоровьем, но к этому здоровью нужно и голову подключить. У Терентьева при переходе ко мне в группу была сильная боязнь предстоящих нагрузок. Он даже тренироваться в полную силу не мог. Саша не смог себя реализовать функционально, в дистанционной программе. Ему ставилась задача хорошо выступать в спринтерских дистанциях и стартовать в гонках на 15 км.

 

Но в дистанционную группу в сборной России на Кубок мира пробиться сложно, конкуренция очень высокая, не такая, как в спринте. Так что всю первую половину сезон он бегал только спринт, а дистанции бегал только на контрольных тренировках. Конечно, это сразу сказалось на его функциональной подготовке. Терентьев сильно просел в дистанционных гонках даже по сравнению с прошлым годом. В середине сезона мы всё обсудили и приняли решение готовиться к молодёжному чемпионату мира через гонки в России. Потом он рассказывал, что с каждой гонкой прибавляет.

Скажу так, Терентьев может вырасти в первоклассного спринтера. У него невероятные взрывные качества и очень сильные мышцы. Он должен просто окрепнуть морально и понять, что если он ставит перед собой задачи высокого уровня, то и уровень тренировок должен быть соответствующий. Невозможно пробиться в лидеры на Кубке мира, выполняя объём 5-6 тысяч километров. Всё зависит только от него самого. Но в следующем сезоне с ним можно связывать большие надежды в тех стартах, на которые Саша будет заявлен.

 

– Вы сказали, что Наталья Непряева ещё далека от пределов своих возможностей. Александр Большунов – тоже?

 

– Нет предела совершенству. Скажу честно, были некоторые моменты, с которыми не смогли справиться. Поэтому к предстоящему сезону будем готовиться несколько иначе. Пути развития уже намечены. Скажу сразу, сумасшедших прибавок ждать не стоит. Когда спортсмен подходит к своему пику, эти прибавки незначительны.

Но можно прибавлять не только в объёмах и физических нагрузках. Давайте вспомним, что говорили про Большунова ещё два-три года назад: очень сильный классист, но достаточно средний лыжник в плане конькового хода. А сейчас? У Большунова коньковые гонки получаются зачастую даже лучше, чем классические!

Точки роста в борьбе с самим собой у него есть. Я уже сказал, что желание спортсмена улучшить самого себя играет огромную роль. Большунов работает над теми вещами, которые другие считают мелочами. А для него нет мелочей. Он очень требователен как к себе, так и к тем специалистам, которые работают рядом с ним. Его тренировочному процессу ничто и никто не должен мешать.

 

– Через ваши руки прошли практически все звёзды мужской сборной России по лыжным гонкам. Большунов функционально самый одарённый?

 

– Если брать только беговую работу, то он идёт вторым, совсем немного проигрывая Александру Легкову. За точку отсчёта я брал срезовые показатели на круге в Отепя. Возможно, в условиях соревнований Большунов показал бы такой же результат, на контрольных тренировках это просто невозможно сделать.

 

– В вашей группе два абсолютных лидера сборной России. Но если Непряевой можно тянуться за парнями, то как работать Большунову? Другие парни могут быть достойными спарринг-партнёрами, или он работает один?

 

– Конечно, могут. В беговой работе – и Червоткин, и Спицов, на лыжероллерах – Червоткин. В отдельных тренировках они вполне могут его поддержать. Но Большунов такой спортсмен, который любит работать один, не отвлекаться ни на что. У него такой подход, такое воспитание, такое отношение.

– Вы сказали, что российские лыжницы не смогут выполнять те же объёмы, что и норвежки. А в отношении Большунова можно сказать, что его работу не сможет выдержать никто?

 

– Если всю его работу перевести в часы, то тренироваться больше, чем это делает Александр, очень трудно, если вообще возможно. Вполне вероятно, что в каких-то марафонских группах, где перед спортсменами стоят другие задачи, кто-то из спортсменов и выполняет примерно такую же работу. Но если брать лыжников, которые выступают в Кубке мира, то никто не тренируется больше.

 

Полный текст интервью читайте на странице проекта “На лыжи!” ВКонтакте: https://vk.com/@nalyzhi-trenirovatsya-bolshe-chem-eto-delaet-aleksandr-bolshunov-pro