Большое интервью Елены Вяльбе для проекта «На лыжи!»: главное

Большое интервью Елены Вяльбе для проекта «На лыжи!»: главное

Елена Вяльбе дала большое интервью проекту “На лыжи!” – в рамках поддержки Открытого первенства по лыжным гонкам на призы РУСАЛ и En+ Group Елена Валерьевна ответила на главные вопросы о Сборной и развитии лыжного спорта. Приводим основные цитаты.

Как вы себя чувствуете себя на детских соревнованиях?

 

Мне нравится смотреть, как соревнуются дети. Сегодня я видела как маленькие дети соревнуются как взрослые спортсмены. Мне кажется, я смотрю на наше будущее, в какой-то мере представляю, кто может попасть в Сборную команду. Мне интересно смотреть, какой техникой они бегут, насколько повезло с тренером

 

Мы сейчас сталкиваемся с большими проблемами – в юниорскую сборную попадают ребята и девчонки, которых надо сначала научить технике. Основа есть основа – если ты ходишь технично, значит, ты идешь на правильном пути к результату.

 

Что вы говорили ребятам, когда награждали их?

 

Я только поздравляла их, кого-то я уже знаю, награждаю не первый год. Я на любого ребенка смотрю как на будущего взрослого спортсмена, который может отстаивать честь нашей страны.

Каковы ваши итоги завершившегося сезона для сборной?

С одной стороны, сезон супер-супер-замечательный! И это на самом деле так. Мы очень долгие годы ждали этого момента. Могу сказать, что все-таки, когда Володя Смирнов в сезоне 1990-1991 выиграл Кубок мира, это был еще Советский союз, то есть, получается, что с 1991 года  мы ждали этот трофей. 

Я несколько раз уже говорила на эту тему и могу повторить: я очень ждала, что это будет Александр Легков, потом был шанс у Сергея Устюгова, но, к сожалению, так сложилось, что они не смогли его выиграть.

Я безумно счастлива и очень горда за Сашу Большунова, и надеюсь, что это только начало в его большой, хорошей, настоящей спортивной карьере. Он заслуживает таких результатов, заслуживает этого «глобуса».

Конечно, у меня есть определённое разочарование по каким-то спорстменам, это нормально. Спорт – очень жестокая штука. Как говорится, невозможно разделить одну медаль на десять человек.

Я немного разочарована в лидере женской сборной Наталье Непряевой, которая, я считаю, должна была занять вторую строчку в общем зачёте. Я все понимаю, но когда спортсмен начинает болеть по ходу сезона, проблему нужно искать именно в самом спортсмене. Для спортсмена это – работа и в такой ситуации он должен максимально придирчиво следить за собой и своим состоянием.

Я понимаю, что тот же Устюгов обвинил нас в том, что ему пришлось ехать в Москву и получать визы в Северную Америку, сдавать отпечатки. Но, я могу сказать, что  Большунов точно так же, как и все, возвращался в Россию, а заболели в итоге двое. 

При этом есть объективные причины, по которым мы не можем делать эти визы летом. Тем не менее, могу сказать, что даже если пришлось по ходу сезона возвращаться в Россию, лететь в самолёте, спортсмен должен сам следить за своим здоровьем. 

Устюгов отказался от принятия противовирусных лекарств. К кому тогда могут быть претензии? Когда мы с ним общаемся, Сергей считает, что он – прав, а я – нет. Его удивляет, почему он узнаёт моё мнение из СМИ или ещё каким-то способом. Но, во-первхы, мы не так часто и видимся, а во-вторых, если я узнала это от врача, а меня кто-то спросил, я, безусловно, буду эту тему поднимать.

По окончании сезона мы с Сергеем ещё не виделись. Когда встретимся, обязательно эту тему поднимем. Я знаю, что его противоречие моему мнению точно будет. Но я руководитель и тренер, он – спортсмен, у нас есть разные взгляды на одно и то же, так что разногласия вполне ожидаемы.

Я огорчена результатами нашей женской команды. Никто никак не смог приблизиться к результатам Непряевой. Мы можем говорить о том, что ушли в декретный отпуск Юлия Белорукова и Анастасия Седова, возвращения которых мы очень ждём и рассчитываем на них. И это объективные причины.

Но есть и спортсменки, от которых я жду результата и не вижу его! Это Яна Кирпиченко, я вижу, что она может гораздо больше. Это Анна Нечаевская, я считаю, что это просто резкий регресс. Даже в тех гонках, к которым она точечно готовилась, она не показала ровным счётом ничего. Меня разочаровали молодые совсем девчонки – Лида Дуркина, Аня Жеребятьева. Есть ряд спортсменок, от которых я желала бы результата большего и понимала, что они на это способны! Я не говорю о пьедестале, но они с каждым годом должны подниматься на два-три пункта выше, этого нет и это очень плохо.

Есть и ребята, которых я по ряду причин, наверное, не увидела на тех 

Возможно и к  нам тоже можно предъявить претензии. Допусим, Евгений Белов в этом году нигде ни разу хорошо не пробежал. Да, возможно, мы не так часто давали ему возможность проявить себя. Но, с другой стороны, ребята выступали очень хорошо и менять их на других спортсменов не совсем правильно. В нашей мужской команде длинная стабильная скамейка, ребят приходится точечно тасовать. Наверное, в тех точечных гонках, в которых выступал Александр Бессмертных, он тоже не показал того результата, который мог бы.

Зато очень стабильно выступил Андрей Мельниченко, отличные результаты показал Иван Якимушкин – совсем молодой спортсмен.

Могу сказать, что если судить по пятибалльной системе, то в целом мужчины и женщины я оцениваю на 3 с плюсом, если отдельно, то женская команда – это слабая тройка, а мужчины – 4 с плюсом.

В чём секрет Большунова? Он настолько мощен и стабилен, что просто диву даешься.

Ну, я думаю, что первую очередь, Сашка безусловно талантливый спортсмен. Бог и родители дали ему большую силу. В этом году Саша просто вырос не только в физическом плане, но и с точки зрения работы головой в гонках. Важно вовремя включать голову, особенно сейчас, когда практически все гонки стали тактическими. Нет индивидуальных гонок, где ты ушёл в лес и соревнуешься сам с собой. Безусловно, он большой трудяга – делает больше и быстрее всех в группе, а это даёт свои плоды. Хотя в начале сезона, мне кажется, Саша немного «перебрал»: заболел и хотел наверстать пропущенную неделю, наверстал, но сразу же чувствовалось, что был достаточно тяжёлым, еще не было соревновательной лёгкости. Но это достаточно быстро прошло, Саша пришел в форму и продержал ее весь сезон.

 

Одна из задач ФЛГР – развитие лыжных гонок в России. Насколько по ходу календарного года вы распределяеете время, как выезжаете в регионы?

Я на самом деле очень мобильна. Не потому, что мне нравится летать, а чтобы убедить руководства регионов оказать помощь в развитии лыжных гонок, в строительстве тренировочных центров, поддержке спортивных школ. У меня нет такой – цели познакомиться с губернаторами лично – я делаю это исключительно для того, чтобы наш (и мой) любимый вид спорта мог развиваться. 

Всё-таки мы, если брать все виды, одни из самых массовых и не самые затратные, дети с удовольствием ходят кататься на лыжах. После победы Саши Большунова, простого парня из обычной деревни в Кубке мира, наблюдается некий всплеск интереса к лыжам. Знаю, что его пригласили и на Вечерний Ургант, и на «Матч ТВ», и ещё в несколько передачах. Я думаю, что дети и родители больше заинтересуются, увидят, что простой парень, которому трассу делал отец (как и мне – дедушка в огороде) добился такого результата. Нужно правильно использовать ту возможность, которая появилась у лыж сейчас. Вспомните, сколько детей пришло заниматься и сколько школ шорт-трека открылось после  Олимпиады в Сочи и победы Виктора Ана!

Лыжи – наш национальный вид спорта, мы всегда катались на лыжах. Люди встают на лыжи и после работы, и в выходные ходят целыми семьями. Я видела, что творилось в этом году, как были заполнены лыжные трассы! 

Я езжу в регионы очень часто и продолжаю, чтобы продолжать делать всё для развития лыжных гонок, это моя прямая обязанность.

Вы видите отдачу от своих визитов?

Есть регионы, где это очень заметно, а есть регионы, где этого не видно. Но я продолжаю стучаться во все двери. Я понимаю, что страна очень большая и приехать в каждое местечко я реально не могу. Мне столько людей в инстаграм пишут с просьбой о помощи! Я стараюсь отвечать каждому и объяснить, чтобы писали официальные письма, на основе которых можно что-то сделать. Пока у меня есть силы, я буду стараться и делать все, что возможно. Я понимаю, что запросы каждого я удовлетворить не смогу, но по мере сил постараюсь сделать максимум того, что от меня зависит.

Да, я понимаю, что время у нас сложное, что необходимы и личные затраты на приобретение экипировки и инвентаря. Но в детстве мне тоже тренер сказал, что маме придется потратиться на лыжи, которые стоили 500 рублей! Я понимаю, что в регионах тогда средняя зарплата была 130-170 рублей. И это было во времена СССР, представляете?! Проблема сейчас больше не в том, кто купит инвентарь, а в том, что детей не возят на соревнования. На логистику деньги ни в один бюджет не заложены, а она очень дорогая.

Очень неохотно идут  в нашу федерацию идут спонсоры – видимо, не сильно мы их интересуем. 

Мы надеемся, что победа Большунова привлечет внимание к нам, и мы ведем переговоры, но сейчас страшно о чем-то говорить конкретно, чувствуется какой-то кризис –  то ли нефть дешёвая, то ли коронавирус, то ли всё сразу. 

В любом случае, львиная доля нашего бюджета осуществляется за счет государственных денег, которые выделяет Министерство спорта. Хотелось бы иметь некий приоритет при распределении бюджета, потому что как мне говорят, в Министерстве спорта не стало меньше денег, но распределение средств происходит по-другому.  

 

Посмотреть полную версию интервью можно на канале “На лыжи!”:

 

https://www.youtube.com/watch?v=2KeVz8wZhH8

Фото: © ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов